Как классифицируются опасные грузы

6фев 2012
Как классифицируются опасные грузы

и дополнений в Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом опасные грузы классифицированы согласно ДОПОГ следующим образом:
- класс 1 — взрывчатые вещества и изделия;
- класс 2 — газы;
- класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
- класс 4.1 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
- класс 4.2 — вещества, способные к самовозгоранию;
- класс 4.3 — вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
- класс 5.1 — окисляющие вещества;
- класс 5.2 — органические пероксиды;
- класс 6.1 — токсичные вещества;
- класс 6.2 — инфекционные вещества;
- класс 7 — радиоактивные материалы;
- класс 8 — коррозионные вещества;
- класс 9 — прочие опасные вещества и изделия.

В чем состоят отличия национальных правил и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)?

Одной из наших задач мы видим не только разработку современного правового документа, согласно которому следует организовывать перевозку опасных грузов в нашей стране, но и обеспечение удобства пользования этим документом, чтобы он был компактен и максимально информативен.
В своей работе мы ориентируемся на требования «Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) «не только в части классификации опасных грузов, то также и в части требований к подвижному составу, требований к упаковке опасных веществ. При этом мы вынуждены учитывать и экономические реалии, существующие сейчас в России.
Упаковку обеспечивает промышленность и поэтому мы воздерживаемся от конкретизации вопросов упаковки, имея в виду, что есть специальные документы, содержащие требования к ней.
Существует ряд ГОСТов. Основной ГОСТ в нашей сфере – это ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Он относится к числу действующих документов, его никто не отменял. Но в то же время всем понятно, что пользоваться этим ГОСТом так, как это было в прежнее время, сейчас нельзя. Достаточно только посмотреть на даты разработки и принятия ГОСТов: 1996 год, 1988 год, 1974 год … Мы уже говорили по поводу классификации опасных грузов. Конечно, следует придерживаться международной классификации, а отечественные документы приводить в соответствие европейским требованиям.
В то же время при переработке «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» мы должны были ссылаться на ранее разработанные и действующие нормативные документы: постановления Правительства, те же ГОСТы и другую нормативно-правовую документацию. Нет смысла воспроизводить те правовые нормы, которые уже сформулированы в других правовых документах. Положение с ГОСТами очень серьезное. Они не отменены, но они явно уже не соответствуют ни современному уровню развития отечественной промышленности, ни международным требованиям. ГОСТ 19433-88, о котором мы говорили, в большей части своей, противоречит ДОПОГ, и конечно, мы должны ориентироваться на международные требования, смотреть вперед, а не назад.

Что понимается под термином «особо опасные» грузы?

Все опасные грузы делятся на три категории: низкой степени опасности, средней и высокой. Это было заложено и в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». В приложении к «Правилам» 1995 года приведен перечень групп «особо опасных грузов» в соответствии с их физико-химическими свойствами. По сути дела, мы отнесли в группу «особо опасных грузов» вещества, представляющие по своим физико-химическим свойствам высокую степень опасности.
Если коснуться происхождения этого термина, то он идет еще от инструкции МВД СССР по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной в 1985 году. Само выражение «особо опасные» как-то настраивает на повышенное внимание к перевозке этих грузов, поэтому и было тогда принято решение оставить этот термин. Многие обращали наше внимание, что этого словосочетания не было в ГОСТе, но по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации этот термин мы ввели. Формулировка выглядела так: к опасным грузам, требующим особых мер предосторожности, относятся вещества и материалы с высокой степенью опасности по соответствующему ГОСТ 19433-88. Далее этот термин продолжал использоваться в тексе Правил.

Всегда ли перевозка опасных веществ должна осуществляться согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом?

Практически все опасные грузы должны перевозиться в соответствии с Правилами.
Однако существует определенное количество опасных веществ, которые можно перевозит без соблюдения этих Правил. Для определения этого количества вводится таблица транспортной категории. Все грузы относятся к одной из пяти транспортных категорий: нулевой, первой, второй, третьей или четвертой.
Опасные грузы, отнесенные к транспортной категории «0», перевозятся только с соблюдением всех требований. Опасные грузы, отнесенные к транспортной категории «1», могут перевозиться в количестве до 20 кг включительно без соблюдения требований правил, к транспортной категории «2» — до 333 кг включительно, транспортной категории «3» — до 1000 кг включительно, а опасные грузы, отнесенные к транспортной категории «4» перевозятся без ограничения количества. Исключением для таких перевозок являются выполнение требований к упаковке, маркировке груза и средствам пожарной безопасности, а для отдельных газов – требований, касающихся средств вентиляции.
Имеется также методика расчета, если перевозится не одно вещество, а два или три вещества в одном транспортном средстве. Определяется ограничение по количеству каждого наименования и ограничение по суммарному количеству перевозимых опасных грузов.
Опасные грузы, упакованные в ограниченных количествах, если выполнены определенные условия, также могут перевозиться без соблюдения требований Правил. Эти условия оговариваются в таблице, определяющей способы упаковки и максимальное количество опасных веществ или изделий во внутренней упаковке и комбинированной таре.
Каждая упаковка имеет свой код. Ведь фасовка вещества может быть различной, начиная от нескольких миллилитров или нескольких сотен грамм. Если упаковке присвоен нулевой код, то это означает, что в этом случае перевозка должна осуществляться в полном соответствии с требованиями Правил. Если имеется код, допустим, 3, 4 или 5 и т. д., то можно производить перевозку, не придерживаясь этих требований. Понятно, что таким кодам упаковки соответствует, как мы говорим в обиходе, мелкая фасовка вещества.

Что же нужно, чтобы обеспечить перевозку опасного груза?

Прежде всего нужна лицензия.
Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании. В настоящее время какого-либо особого порядка лицензирования перевозки опасных грузов не существует. Какое-то время лицензирование перевозок опасных грузов имело место, потом от этого отказались. Правомерно или нет – это уже вопрос, не входящий в нашу компетенцию, мы просто делаем ссылку на действующий документ, в данном случае «Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402. Согласно ему, лицензированию подлежат перевозки, выполняемые транспортными средствами, грузоподъемность которых превышает 3,5 тонны. Не важно даже, что перевозится, лес или какой-то опасный груз, главное ограничение — грузоподъемность автомобиля. Специфика перевозки опасных грузов не учитывается.
Кроме лицензии, нужно свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, которое выдается по месту регистрации транспортного средства после его технического осмотра.
Должен пройти соответствующую подготовку и водитель, о чем должен иметься документ, подтверждающий это обучение. Этот документ называется свидетельством о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов. Точно такое же свидетельство выдается как водителям, осуществляющим международную перевозку, так и перевозку опасных грузов в пределах России.
Нельзя не признать, что программы подготовки водителей за рубежом несколько отличаются от отечественных. На недавно прошедшей конференции, посвященной десятилетию подготовки водителей, обсуждались эти вопросы.
Если перечислять далее, что нужно для осуществления перевозки опасных грузов, то надо обязательно сказать о «Системе информации об опасности». Сокращенно она обозначается СИО и включает в себя следующие основные элементы:
- информационная таблица;
- аварийная карточка, которая содержит мероприятия по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий при перевозке опасных грузов;
- знаки опасности и манипуляционные знаки, маркировочные знаки опасности и маркировочные надписи;
- проблесковый маячок желтого (оранжевого) цвета, устанавливаемый на крыше транспортного средства.
Информационная таблица размещается на транспортном средстве. Сейчас эта таблица трехсекционная и отличается от рекомендуемой ДОПОГ. В разработанных изменениях к правилам перевозок отличие от ДОПОГ устранено.
Здесь нельзя не сказать о том, что не всегда отличие отечественных документов означает их более низкое качество по отношению к международным. Трехсекционная таблица более удобна и более практична. Вся информация находилась в одном месте. Кроме этого, было предусмотрено размещение в таблице так называемого кода экстренных мер (КЭМ). Очень важно знать, какие действия должны выполняться в случае какого-то инцидента. В этой же таблице указывался в нижнем поле номер вещества по списку ООН, а в левой части помещался ромб, в отдельных полях которого указывался класс вещества, давалась его характеристика (например, «огнеопасно»), а в верхней части ромба давался визуальный символ опасности по ГОСТ 19433-88.
Согласно ДОПОГ, информационная таблица должна носить другое содержание. Она имеет прямоугольную форму и разбита на две части. Вверху указывается идентификационный номер опасности, а внизу приводится номер по списку ООН. Номер опасности конкретизирует вид опасности: либо это огнеопасное вещество, либо токсичное и так далее.
При этом на автомобиле должна устанавливаться также и маркировка перевозимого груза соответствующими знаками опасности в виде ромбов.
Если идентификационный номер опасности отсутствует, то оба оранжевых поля таблицы не заполняются. Она остается пустой: черная рамка и оранжевый фон.
С точки зрения удобства, то наличие кода экстренных мер сразу позволяло ориентироваться, можно ли для тушения использовать воду или нельзя, надо ли пользоваться пенным огнетушителем, нужен ли дыхательный аппарат или требуется эвакуация людей. Сам же по себе идентификационный номер опасности мало, что дает для быстрого принятий мер в случае инцидента. Например, мы знаем, что легковоспламеняющемуся веществу соответствует идентификационный номер опасности 88. А что надо делать – этой информации здесь не присутствует.
Кроме всего прочего необходимо разработать маршрут перевозки, который в случае перевозки «особо опасных грузов» («грузов высокой степени опасности») должен быть согласован соответствующими органами.

Как должна проводиться подготовка водителей и персонала, связанного с перевозкой опасных грузов?

Подготовка водителей осуществляется по учебным планам и программам, в организациях, допущенных к данному виду деятельности в установленном порядке.
После прохождения специальной подготовки и сдачи экзамена на знание требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов, водитель получает «ДОПОГ — свидетельство о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы».
Персонал, связанный с перевозкой опасных грузов (ответственные за сопровождение опасного груза, работники транспортно-экспедиционных организаций, а также работники, выполняющие погрузку, разгрузку или обеспечивающие хранение опасных грузов) должны пройти специальную подготовку и иметь свидетельство, подтверждающее знание ими правил обращения с опасными грузами соразмерно обязанностям и функциям.
Надо сказать, что в требованиях ДОПОГ появился новый участник перевозочного процесса консультант (специалист) по вопросам безопасности. В своем документе мы тоже предусмотрели наличие специалиста (консультанта). Специалист (консультант) тоже должен пройти обязательную подготовку по специальной программе. Должность консультанта и его подготовка будет обязательной.
Необходимость такого подхода подсказывает жизнь. На водительские курсы нередко приходили инженеры, директора, мотивируя это тем, что не только водителям, но и управленческому персоналу также надо знать требования к перевозке опасных грузов. Сейчас это будет регламентировано в рамках обучения специалиста (консультанта) по безопасности.
Свидетельство будет иметь единый образец, в который по итогам обучения будет вписываться, кто именно прошел подготовку: специалист (консультант), грузчик, экспедитор и так далее.
Если предприятие небольшое и объем перевозок опасных грузов невелик, то один консультант будет обслуживать по контракту два-три предприятия. На него возлагаются определенные обязанности в части подготовки перевозки, инструктажа водителей. Важным является учет дорожно-транспортных происшествий, анализ их причин, ведение статистики по объемам перевозок, номенклатуры перевозимых грузов. Сейчас пока никакой достоверной информации по этому вопросу нет.
Компетентным органом в этом вопросе является Министерство транспорта Российской Федерации. Программы подготовки водителей разрабатывались совместно с Министерством образования. Видимо, такой же подход сохранится и в будущем. Опыт уже имеется. Ранее, было выпущено Постановление Правительства РФ N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». Им предусматривалась разработка правил перевозок, разработка учебных программ и организация подготовки водителей. Водители проходят обучение раз в три года, хотя ДОПОГ предусмотрен пятилетний срок. Тот же трехлетний срок планируется сохранить и в будущем. Для специалиста (консультанта) предусматривается обучение раз в пять лет.

Есть ли специфика в перевозке отдельных видов опасных грузов?

Правительственным постановлением N 372 от 23 апреля 1994 г. вменялось в обязанность министерствам и ведомствам разработка специальных требований по перевозке выпускаемых предприятиями этих ведомств опасных веществ. Частично это было выполнено, но не полностью. Ведь общая номенклатура опасных грузов составляет примерно три тысячи наименований. Даже с учетом подгруппировки этих веществ таких укрупненных групп было бы никак не меньше нескольких сотен.
В правилах 1995 года особенности перевозок некоторых опасных грузов были отражены. Иногда это было вызвано соображениями упрощения прохождения документа через согласующие инстанции. Например, по взрывчатым веществам были затруднения формального порядка с Министерством юстиции. Упростить процедуру согласования удалось за счет включения соответствующего раздела непосредственно в «Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом». Это очень удобно для перевозчиков – в едином документе можно получить максимальное количество информации по организации перевозки конкретного вида груза.

Смотрите также:

06.02.2012 Пакетирование. Пакетный способ перевозки грузов. Расчет потребного количества пакетов.
Пакетирование. Пакетный способ перевозки грузов. Расчет потребного количества пакетов.
06.02.2012 Особенности перевозок негабаритных грузов
Особенности перевозок негабаритных грузов
06.02.2012 Общие правила перевозки грузов (извлечения)
Общие правила перевозки грузов!
06.02.2012 Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ
×
ООО "ПКФ "Агро-Казань"